III
ЗАМЕНА ПАССИКОВ, ПРОВЕРКА И НАСТРОЙКА СКОРОСТИ
Итак мы добрались до третьего пункта профилактики - замены пассиков. Если вы занимаетесь профилактикой магнитофона/проигрывателя с прямым или роликовым приводом - не спешите уходить, здесь для вас тоже есть полезная информация о скорости.
Вопрос: как измерить скорость кассетного магнитофона?Ответ: самый доступный способ - дедовский. Назовём его "методом 100 секундного отрезка".
Берём магнитную ленту и острый предмет (циркуль/лезвие/скальпель/гвоздик), аккуратно соскабливаем магнитный слой с ленты, чтоб она стала прозрачной как ракордная. Пусть размер этой прозрачной части будет 1 сантиметр. Можно 2 см, это неважно на самом деле. Отмеряем 4 метра 76 сантиметров и делаем ещё один соскоб. Кассету (с лентой которую мы только что изуродовали) ставим в магнитофон, подаём на линейный вход магнитофона непрерывный
"пииииииииик", тоесть тестовый сигнал и включаем запись. Запись должна начинаться секунд за 5 - 10
до первого соскоба и заканчиваться через 5 - 10 сек
после второго. Записав тестовый сигнал на одну сторону, переворачиваем кассету и повторяем процедуру записи. Подключаем линейный выход магнитофона к линейному входу компьютера и оцифровываем (записываем звук с магнитофона на компьютер) только что записанную кассету. Не всю разумеется, а интересующий нас участок с тестовым сигналом. Закидываем полученный звуковой файл в любой аудиоредактор. Например Cool Edit 2.0 или Adobe Audition 3.0. Смотрим на график. В местах соскоба не осталось магнитного слоя, соответственно в этих местах будет тишина. Видим на графике толстую линию и две ямки в ней. Толстая линия это
"пиииииик", ямки внутри неё - тишина. Ямки на графике - это соскобы на ленте. Как известно скорость движения ленты в кассетном магнитофоне 4.76 сантиметра в секунду. Соответственно 100 секунд - это 4.76 метра. Как раз столько между первым и вторым соскобом. Мы знаем что на графике, между первой ямкой и второй должно быть 100 секунд. Смотрим сколько там реально. Если 100 секунд (или 1 минута 40 секунд) - значит магнитофон настроен как надо, его реальная скорость соответствует номинальной. Если же на графике больше или меньше 100 секунд - магнитофон нужно настраивать.
Стоит учитывать то, что даже полностью исправный правильно настроенный магнитофон не всегда проходит 4.76м за 100сек. Например магнитофон 2 класса пройдёт этот участок примерно за 101 или 100 или 99 секунд. Если оцифровать тестовый фрагмент ленты шесть раз (по три раза на каждую сторону) мы получим шесть разных результатов. Например для магнитофона 2 класса цифры будут примерно такие:
101.1 сек
99.3 сек
100.5 сек
100.8 сек
98.8 сек
99.7 сек
Чем выше класс магнитофона, тем точнее его скорость. У магнитофона 1 класса разброс цифр будет меньше, у 0 класса ещё меньше. Но даже у нулевого класса он будет. 100% точность скорости может быть только у цифровых носителей/аппаратов тоесть CD/DVD/BlueRay/компьютер и т.д. Если после 6 оцифровок вы получили похожий на вышеописанный результат - значит всё в порядке, скорость магнитофона в настройке не нуждается. Если с первой же оцифровки вы получили 105 секунд - второй и последующий разы можно не оцифровывать и так всё ясно, отклонение 5 секунд или можно сказать 5%, скорость занижена, магнитофон нужно настраивать. Получили 97 секунд - скорость завшена на 3%, её нужно настраивать.
Вышеописанную процедуру в прежние времена выполняли немного по другому. Записав тестовый сигнал на ленту, его слушали с секундомером в руке. При первой тишине (в месте соскоба) секундомер запускали, при второй - останавливали. По понятным причинам старый вариант менее точен, чем современный компьютерный.
Вопрос: а откуда взять тестовый сигнал?Ответ: сгенерировать его в том же самом Адоб Аудишине или Кул Эдите, а потом воспроизвести. Линейный выход компьютера (зелёное гнездо куда воткнуты колонки) подключаем к линейному входу магнитофона и вперёд!
Для общего развития.
Есть ещё один способ измерить и настроить скорость магнитофона - по тест ленте. Но этот способ вообщем то малодоступный. Существуют специальные кассеты, на которых записан специальный тестовый сигнл на определённой частоте. Опытный мастер знает как должен звучать этот сигнал при номинальной скорости. Дело в том что при изменении скорости, меняется тональность звука. Мастер ставит кассету на воспроизведение и на слух (крутя подстроечный резистор) настраивает скорость, пока не будет достигнута нужная тональность звучания. Можно самостоятельно сгенерировать этот тестовый сигнал, но критически важно записать тест кассету на точно настроенном магнитофоне. В противном случае способ не сработает. Есть ещё вариант это го же способа, когда магнитофон подключают к измерительному прибору (если не ошибаюсь, к осцилографу) и настраивают скорость не на слух, а смотря на показания измерительного прибора.
Вопрос: как измерить скорость катушечного магнитофона?Ответ: процедура аналогична вышеописанной с кассетным магнитофоном.
Номинальная скорость движения ленты в катушечном магнитофоне
на 19 скорости: 19.05см/сек.
на 9 скорости: 9.53см/сек.
Соответственно 100 секундный отрезок 19 метров 5 сантиметров для 19й,
___________________________________ 9 метров 53 сантиметра для 9й.
Если у вашего катушечника есть 9 и 19 скорости - настраивайте на 19й.
Вопрос: что будет если пассик растянут?Ответ: скорость воспроизведения/записи уменьшится.
Вопрос: у моего магнитофона с пассиковым приводом скорость воспроизведения меньше номинальной, значит дело в пассике?Ответ: прежде чем менять пассик мы должны отбросить остальные варианты, а именно подсохшие конденсаторы, не смазанные трущиеся поверхности. Если мотор не смазан ему трудно вращаться - он вращается медленнее, чем надо, пассик тут не причём. Не смазанный тонвал у магнитофона или диск у проигрывателя - мотору вращать труднее чем смазанный, поэтому скорость ниже номинальной, пассик тут не причём. Не случайно пункт о замене пассиков, я поставил третьим. Никакие претензии к скорости магнитофона/проигрывателя не принимаются пока не произведены замена электролитических конденсаторов и смазка.
Вопрос: как настроить скорость магнитофона?Ответ: у всех магнитофонов с прямым приводом есть подстроечные резисторы скорости. Не у всех, но у многих магнитофонов с пассиковым приводом тоже есть подстроечник. В отличии от проигрывтелей винила, в магнитофонах эти подстроечники не снаружи, а внутри. Первым делом проверяем крутили этот подстроечник до вас или нет. Если до вас его крутили - берём мини-отвёртку и крутим подстроечный резистор скорости. Если до вас его не крутили (тоесть стоят заводские настройки), то НЕ ТРОГАЕМ его! Причина неправильной скорости в чём то другом. На заводах скорость настраивали достаточно точно, поэтому не сбиваем заводские настройки.
Вопрос: а как понять крутили подстроечник скорости или нет?Ответ: на заводах, после настройки на него наносили краску. Если краска повреждена - значит его крутили. Если краска цела - значит не крутили. Моего опыта не достаточно чтобы сказать всегда ли подстроечник скорости обмазывали краской. Может опытные форумчане дополнят мой ответ.
Вопрос: магнитофон с прямым приводом, подстроечник не тронут, кондеры поменяны, но скорость не соответствует номимальной, в чём причина?Ответ: возможно в датчике холла, возможно в датчике скорости, а может ещё в чём то. Но это уже выходит за рамки темы профилактики и относится к ремонту. Если речь идёт о Веге МП 120 или 122 - загляните на РТ20, в тему Настройка, ремонт, модернизация Вега МП 122 и МП 120.
Вопрос: магнитофон с пассиковым приводом, подстроечника скорости нет (либо есть не крученый), кондеры поменяны, смазка произведена, но скорость всё равно ниже номимальной, причина в растянутом пассике?Ответ: Да, именно в нём. Однако может быть и другая причина - затвердевший пассик. Это описано чуть ниже (через четыре вопроса). И в том и в другом случае пассик нужно менять.
Вопрос: аналогичная ситуация, но скорость завышена.Ответ: скорее всего пассик не родной.
Вопрос: поменял пассик, стало лучше, но скорость всё равно не много не соответствует номинальной.Ответ: тогда проделываем процедуру описанную в двух следующих ответах.
Вопрос: как увеличить скорость магнитофона с пассиковым приводом, если подстроечника нет?Ответ: наращиваем вал (увеличиваем диаметр вала) мотора. Для этого наматываем на вал чтонибудь.
Вопрос: как уменьшить?Ответ: наращиваем маховик.
Вопрос: а если пассик затвердел, к чему это приводит?Ответ: скорость воспроизведения/записи падает, поскольку затвердевший пассик сильно стягивает мотор и маховик магнитофона (диск проигрывателя). Мотору на который очень сильно давят - трудно вращаться. Такое давление на мотор действует на него как тормоз. В худшем случае затвердевший пассик и вовсе останавливает мотор. Пример из моего опыта: тугой пассик не позволял вращаться мотору винилокрута Орфей 101.
Вопрос: существуют ли способы восстановления задубевшего/затвердевшего/тугого пассика?Ответ: да, но они дают временный эффект, а некоторые способы имеют побочные эффекты: обработанный пассик и вовсе распадается на липкую массу, которую вам придётся счищать. Суть способов одна: задубевший пассик либо погружают в жидкость на некоторое время либо погружают в жидкость и варят на огне. Разница в том в какую жидкость его окунают и насколько. Если желание не отпало - за подробностями идите на РТ20>Начинающим>Восстановление пассиков.
Вопрос: на правильно настроенном кассетном магнитофоне слушаю кассету (катушку на катушечном), но скорость песни неправильная. В чём дело?Ответ: значит при записи этой кассеты (катушки) скорость была неправильная. Либо у того магнитофона
на котором записывали была неправильная скорость, либо у того
с которого переписывали. Либо у проигрывателя
с которого переписывали, если переписывали с винила. По видимому вы слушаете любительскую копию, те кто её записал либо были не в курсе что скорость магнитофона может измениться (от растянутого или задубевшего или неродного пассика или от остутствии смазки или от подсохшего конденсатора). Либо тем кто записывал данную кассету (катушку) было пофигу на это. В редких случаях бывают и пиратские копии с неправильной скоростью.
Рекомендация: перед тем как записывать - проверяйте правильна ли скорость магнитофона. Перед тем как оцифровывать или переписывать с магнитофона (проигрывателя) проверяйте и при необходимости настраивайте его скорость. Чисто не там где убирают, а там где не мусорят.
Вопрос: как измерить и настроить скорость проигрывателя?Ответ: элементарно, Ватсон! У большинства проигрывателей снаружи есть подстроечный резистор скорости, а на диске стробоскопические метки. Ставим 33 скорость, запускаем вращение, крутим подстроечник до появления стробоскопического эффекта, другими словами вам должно казаться что метки для 33 скорости стоят на месте. Допускается медленное плавание меток. Для 45й скорости процедура аналогична, ставим 45ю, запускаем вращение, смотрим на метки для 45 скорости, при необходимости настраиваем.
Вопрос: какие метки для 33, а какие для 45?Ответ: найдёте в инструкции. У одних моделей винилокрутов стробоскопические метки нанесены с внешней стороны диска, например Вега, у других сверху на коврике, около оси диска, например Радиотехника 301М, у третьих снизу, например Орфей. В последнем случае вы смотрите не на сами метки, а на их отражение в специальном окошке.
Вопрос: пассик порван или растянут, как подобрать замену?Ответ: линейкой измеряем ширину и полудлинну растянутого или порванного пассика. Указывают не длинну, а именно полудлинну пассика. По полученным полудлинне и ширине ищем в интернете замену или создаём "хотелку" в Ищу/куплю на РТ21 или РТ22.
Вопрос: а можно на замену купить пассик с меньшей полудлинной чем у заменяемого?Ответ: да и даже обязательно ищем пассик с МЕНЬШЕЙ полудлинной, ведь заменяемый пассик растянут, а значит длиннее чем должен быть. Например в результате измерений получили полудлинну 160мм, значит 160мм нам не подойдёт! Смело берём 155мм. Можно и 150мм.
Вопрос: пассик отсутствует, как узнать полудлинну и ширину нужного пассика?Ответ: берём нитку, протягиваем её от мотора на маховик (тоесть так как должен быть надет пассик), так чтоб она была натянута, а не висела и отрезаем нитку. Прикладываем к линейке, измеряем нитку. Ширину спрашиваем у форумчан или подбираем её экспериментально, методом проб и ошибок.
Вопрос: а можно склеить порванный пассик?Ответ: да. Лично я это не пробовал, но другие форумчане успешно склеивали порванный пассик. Сначала его надо разрезать НЕ под прямым углом, а под углом (если не ошибаюсь) 45 градусов. Затем склеить клеем Момент, а лучше Супер Момент, а ещё лучше специальным клеем для резины. Извините, могу ошибиться в подробностях.
Вопрос: а что можно поставить вместо пассика?Ответ: можете поэкспериментирывать.
А) Подберите более-менее подходящую резинку, но с большой вероятностью обычная резинка, не являющаяся пассиком растянется гораздо быстрее чем пассик или порвётся. Если резинка не широкая, а требуется широкий пассик (например шириной 4 или более милиметра) - резинка попросту будет соскакивать. В некоторых ЛПМах при использовании не родного пассика происходит завышение скорости. Например в Электроника 302 если поставить пассик чуть шире нужного, то скорость завышается, потому что этими своими широкими частями он затрагивает ту часть вала мотора которую затрагивать не должен.
Б) Форумчане ставили презервативы, резиновые перчатки и были довольны. Я пробовал ставить резиновые перчатки для уборки - они однозначно не подходят, быстро растягиваются, слетают от малейшего толчка и даже безпричинно. Видимо речь шла о медицинских латексных перчатках, с ними как и с презервативами дела не имел.
В) Я пробовал вместо пассика ставить изоленту. Как говориться:
"на безрыбьи и рак - рыба", на
"безпассиковьи и изолента - пассик". Магнитофон будет "петь", но изолента не обладает свойствами необходимыми для борьбы с детонацией. Теоретически она не спасёт от детонации. На практике же я был вполне доволен результатом, но есть ещё одно но. Своей липкости изоленте не хватит, чтобы удержаться. Она будет постепенно расклеиваться, а скорость, соответственно снижаться. В течении нескольких дней (максимум пары недель) изолента расклеится на столько что часть её будет болтаться и биться при вращении о другие части магнитофона. Теоретически изоленту можно использовать в качестве привода, но склеить её нужно клеем Момент или Супер Момент. Пока что я этого не пробовал, поэтому советовать не могу.
Вопрос: а есть альтернативные пути борьбы с растянутым пассиком?Ответ: да, их несколько.
Первый способ от форумчан. От растянутого пассика отрезают небольшой фрагмент. Тоесть укорачивают. Затем укороченный пассик склеивают. Подробности про склейку уже приводил выше. Но вы должны быть уверены во первых, что проблема именно в пассике, во вторых в том что всё получится. Прежде чем резать и склеивать пассик, потренируйтесь на обычных резинках.
Другой способ моя идея, правда, пока ещё не проверенная. Не знаю придумывал кто такое до меня или нет, по крайней мере я нигде об этом не читал. Добавляем в механизм между мотором и маховиком "ролик натяжения". Одеваем растянутый пассик не напрямую от мотора к маховику, а через "ролик натяжения". Теоретически это должно усилить сцепление пассика с мотором и маховиком. Теоретически даже растянутый пассик не будет проскальзывать. Мысль пришла ко мне в голову, когда я разглядывал ЛПМ Электроники 302. Там один пассик касается и мотора и маховика и принимающего ролика. Что если в обычный ЛПМ добавить "лишний" ролик, только для того чтоб он увеличивал натяжение пассика? Думаю должно получится.
------------------------------------------------------------------------
Перейти к:
0) Введение1) Замена электролитических конденсаторов2) Смазка трущихся частей3) Замена пассиков, проверка и настройка скорости------------------------------------------------------------------------