В ту эпоху, за качество боролись технологи, а теперь с качеством борются маркетологи. Не раз уже всплывала тема "заложенный (запрограммированный) ресурс". Там где раньше вкручивался винт, теперь защелка, пластмассовая. Там где были два подшипника, теперь один. Не нужна производителям и продавцам "вечная вещь". А если и бывает таковая, то она чаще профессионального назначения и как правило стоит немалых денег и для покупки и для обслуживания. Что касаемо "совка", то как в известной шутке, что хорошую вещь испортить трудно, даже при ее производстве. Читал на сайте "БРЗ-Сегодня" периодические откровения Анатолия Козлова, бывшего сотрудника этого радиозавода, работника КБ и позже начальника ОТК Завода. Он там иногда оценивает то, что выпускал завод ПО "ВЕГА" с его участием. Есть и одобрительные оценки, есть и конечно неприятные откровения про то как выпускалась наша радиотехника. Разборки между радиозаводами, вал рекламаций, очковтирательство, пускание в производство акустики сырой древесины, замены одних деталей малоподходящими аналогами, подгонка схем под существующие на складе в изобилии радиодетали и пр. и т. п. Но в основном это все относится в периоду горбачевщины. При этом Анатолий не раз упоминал, что на самом заводе в КБ работали по настоящему талантливые инженеры с мощной профессиональной школой конструирования, увлеченные люди, маньяки своего дела, но их положение было как у птиц в клетке - крылья не развернуть. Административно-командная система мешала реализовывать их идеи. Сверху постоянно требовали расширения ассортимента и при этом удешевления производства. Отсюда и регресс. Пример: от тех же относительно приличных для начала 70-х годов 25АС-2, потом к 25АС-309 и в конце-концов 25АС-109 из сырой фанеры с упрощенными фильтрами в исполнении З/К из местного ИТУ бывшего ГУЛАГ СССР. Пришла команда сверху - выпускать малогабаритную акустику, для малогабаритных же хрущевок. Вот и исхитрились создать из ничего плоские почти карликовые двухполосные 15АС-408 с "пассивным излучателем" для максимальной реализации НЧ в таком плоском корпусе. Это пример, когда система была ориентированна не на потребности людей, а на мнение руководящего дяди, чаще всего далекого от музыки и ее понимания вообще. Сейчас же, думаю, обладание всеми этими советскими аппаратами, это конечно или удел коллекционеров или тех, кто просто жаждет вернуть свою молодость. Поэтому часто не важно, насколько хорош тот или иной аппарат, главное он дарит эмоции от его обладания, а это иногда многого стоит.
|