Лидер-302. модель 1970 г. электрофон полуавтомат. очень интересный технически аппарат. целенаправленно искал его. но искал даже не из за его технической оригинальности и коллекционного интереса, а потому что такой был у моей жены в детстве. родители уходя куда нибудь по делам сажали ее в кроватку на попечение старшего брата и в его обязанности входило развлекать ее сказками и песенками на таком электрофоне. для ребенка это сложности не представляло - вставил пластинку в прорезь и она заиграла, проиграла до конца, выскочила. даже фото сохранились где жена маленькая рядом с этим аппаратом. сам аппарат куда делся никто не помнит, а у родителей уже не спросить.
проблема заключалась в том, что аппарат очень редкий и найти его довольно трудно. в продаже попадаются крайне редко и то в состоянии от "работоспособностьнепроверял" до "продаюкакестьбезпретензий", причем по цене как за абсолютно исправный в минте.
когда после долгих поисков увидел этот вариант, то тоже питать иллюзий насчет исправности оснований не было, но хоть цена была божеская, да и вариантов не было. взял.
грязь, пыль, подтеки красок от нитры и эмульсии до известки, другие пятна незвестного происхождения, а так же ржавчина на металле, отсутствие крышки батарейного отсека, отсутствие накладок на ручке переноски, как основных так и боковых.
аппарат подал признаки жизни кучей скрежечуще-щелкающих механических и хрипяще-шипящих акустических звуков.
приступил к трепанации.
внутри на удивление было не все так уж и ужасно. грязи даже меньше чем ожидал, пыли много, обязательные сушеные тараканы, коррозии и окисления в меру.
изучать механизм и принцип его работы пришлось по ходу работ.
вынув шасси из корпуса занялся им. пылесос, щетка и кисточка для пыли, ватные тампоны, ватные палочки, вэдэшка, спирт и очистители и балистол через некоторое время дали результат, механизм был очищен.
ну естественно при этом полная разборка по деталям.
по ходу устранял мелкие проблемки которые выявлялись - непропай нескольких контактов на плате, еле державшиеся контакты на двигателе, сильно закисшие контакты и резисторы, чистка динамика. ремонт контактов батарейного отсека и многое другое.
основными и на более серьезными проблемами механизма были следующие: двигатель шумел, стучал, немного искрил внутри, вал имел осевой люфт. передаточный ролик от долгого соприкосновения с муфтой на оси двигателя получил замятину на резине, игла прогнила полностью, механика была вся разрегулирована и разболтана.
аппарат в том виде в каком достался был не работоспособен.
двигатель был довольно уставший.
работал шумно, обороты есть, но усилия явно нужно бы побольше. искрило в районе щеток и довольно сильный осевой люфт вала. разобрав его обнаружил, что якорь весь ржавый, щетки графитные рабочие но уже хорошо подтерты. контакты под ними тоже и окислены. посадочные места в корпусе подтерты. и довольно сильный осевой люфт вала.
зачистив окисления удалил ржавчину с якоря. двигатель имеет негерметичный корпус и влага и пыль имеет в него доступ, в обмотках скопилось много грязи и на финиш я искупал двигатель в водке, погрузил его части в разобранном виде и дав отстояться взбалтывал чтоб все хорошо прополоскалось. грязи в виде осадка и песочка на дне стакана образовалась довольно большая щепотка, что учитывая размеры движка не мало. затем продувка и сушка. не знаю, совершил ли я акт вандализма с точки зрения электриков или алкоголиков, ни к тем ни к другим я не имею чести принадлежать и действовал по наитию, но двигатель заработал гораздо лучше. осевой люфт никуда не делся, но искрить перестал, шума меньше. обороты стали получше, ровнее, хотя тяги все таки хотелось бы побольше.
промежуточный валик тоже лечить пришлось. вмятина в резине давала стуки об шкив вала, обороты были неровными, что влияло на скорость и вал зачастую попадая в эту вмятину из за слабости тяги движка не мог ее преодолеть при нагрузках на стопе и просто проскальзывая вращался в холостую, не прокручивая ролик, что останавливало диск, и не давало, в числе прочих причин, срабатывать всем механическим функциям.
насадка на шкив вала двигателя из термоусадки результата не дала но очень ощутимо влияла на скорость. убрал. снял ролик, зажал ось в патроне дрели и слегка обточил его на вулканитовом круге. снимал понемножку буквально доли миллиметров, постоянно перепроверяясь, пока не ликвидировал замятину. рискованно было, можно было эллипс получить или переборщить с уменьшением диаметра, или плоскость закосить, но все обошлось, руки и глазомер не подвели.
затем для более плотного прилегания в связи с обточкой подтянул прижимную пружину этого ролика. натяг пришлось подбирать методом тыка.
хреново, что многое в этом аппарате нужно делать одновременно с двух сторон щасси. а в данном процессе еще и каждый раз снимать и ставить двигатель. зато моторику развивает и пространственное мышление, на второй день ремонта я уже делая что то с одной стороны на ощупь находил что как и куда подвинуть-покрутить с другой стороны.
затем отладка и регулировка механизма.
не смотря на кажущуюся простоту повозиться пришлось много.
механизм был весь разболтан и разрегулирован. все опять методом тыка, так как что, как, куда и на сколько - цифр таких у меня небыло и взять их негде. сложность в том, что вся автоматика работает одновременно, одни и те же узлы выполняют одновременно несколько функций, изменение чего то одного сразу сказываются на многом другом. и еще многое тут делать можно только в разборе, а проверить можно только в сборе. вообщем тот еще квест и та еще работенка. довольно много времени и сил ушло на разгадку и решение проблемы сопряжения рычага автостопа с зубчаткой диска. оказалось что рычаг был отогнут на пол миллиметра и из за этого не давал срабатывать отводу тонарма, экстрактору и разжиму кулачком контактной группы. причем внешне это не видно, да и заглянуть туда можно только полностью разобрав, при этом нужно снять диск, а для этого снять рамочный прижим пластинки приложив довольно большую силу и рискуя оборвать крепежную резину и сломать тонкий пластик, а чтоб проверить вновь все собрать. а вдевать крепежную резину было еще трудней чем вытаскивать. иногда таких операций на онин узел приходилось делать по нескольку раз подряд. но угробив кучу времени (большую часть на сборки-разборки) привел таки работу механизма в порядок.
все заработало как часы. лежа, стоя, под наклоном, на весу.
осталась только игла. родная сгнила. в прямом смысле. все медные контакты не просто окислились и позеленели, они превратились в какую то липкую зеленую субстанцию. в нутри корпуса иглы тоже самое. иглу естественно заменил на новую.
с иглой появился звук и тут выяснилось что скорость нужно подрегулировать. конструктивно это не предусмотрено, из положения вышел снова регулируя натяг пружины прижима ролика к валу двигателя.
дальше корпус. мороки тоже вышло не мало. отмыть, отчистить. краску убрать. царапины какие можно зализывались, зашлифовывались, заполировывались. все убрать без нарушения геометрии было не возможно, особенно на нижней части, поэтому делал по принципу разумной достаточности. тереть пришлось очень много.
Коррозии на металле тоже хватало
молдинги отчищались от коррозии и полировались. проблемные места прошлифовывать было нельзя из за хрома, поэтому просто тупо и долго тереть и тереть полируя.
ручка отчищалась от коррозии, прошлифовывалась на вулканитовом круге и прополировывалась. всех раковинок убрать было нельзя, некоторые были глубоковаты, поэтому опять по принципу разумной достаточности.
фурнитура очищалась от краски и отмывалась
с накладкой на которой треугольник с цифрой, произошел казус. она клеится к корпусу. но при приклеивании 88 клеем он начал жрать краску ее подложки и само оргстекло. пришлось быстро отрывать, счищать краску и шлифовать поверхность. не знаю чем красили на заводе, но краска просто смылась тампоном смоченном в ацетоне как акварель. может оно и к лучшему так как заводская краска и так изначально отсутствовала в нескольких местах. прокрасил заново. вначале треугольник черной краской, затем зачистил на нем цифры и потом серебристой краской поверх всего. получилось вообщем то как и было, правда новая краска с прозрачной стороны дала какую то мраморно-перламутровую структуру, видимо свойства краски, но аутентичности не нарушало, смотрелось в масть и вязалось с оттенком ручки. так и оставил. заклеил внутреннюю сторону малярным скотчем и приклеил к корпусу на двусторонний скотч.
затем восстановление недостающего.
крышку батарейного отсека сделал из пластика от корпуса старого компьютера. по цвету очень подошел. обрабатывал ее так, чтоб по внешности смотрелась гармонично с состоянием задней стенки.
защелку сделал по образцу оригинальной. крышка сидит как родная, правда родная должна быть рифленая, а у меня гладкая. защелка закрывается и фиксируется четко плотно, без люфтов.
накладки ручки делал из двух цветов пластика, чтоб как у оригинала.
черный пластик вырезал из корпуса компа, серый от офисного лотка для бумаги. склеивал слоями до брусков необходимой толщины, с углублениями под ручку и ее выступающие части, затем склеил на ручке, обточил по форме и отполировал.
на штифты входящие в корпус сделал резиновые демпферные шайбы
боковые накладки тоже вырезал и склеил из пластика. обточил по форме оригинальных и покрасил серебряной краской
ну и дальше сборка и вот что получилось
теперь аппарат полностью исправен, играет и хорошо выглядит.