А.Л.Пажитнов - советский и американский программист, создатель игры «Тетрис», с сыном (СССР, 1986 г).Компьютерная игра "Тетрис" занесена в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое число официальных и неофициальных версий. За несколько лет с момента своего появления игрушка стала популярной в 50 странах мира. В нее играли на улице, в очередях, в транспорте. Появился даже психологический термин "синдром “Тетриса”", когда люди от долгой игры начинают складывать все увиденные линии в подходящие для игры формы. Сегодня в онлайн-версию играют больше миллиона раз в сутки.
Создал эту гениальную игру рядовой советский программист Алексей Пажитнов. Работая в Вычислительном центре Академии наук СССР, Алексей занимался проблемами искусственного интеллекта и распознавания речи. По его словам, в ту пору ему довольно часто приходилось писать игровые программы — неплохой инструментарий для тестирования нового оборудования. Но больше всего Алексея привлекали игры-головоломки. Особенно нравилась ему классическая головоломка Pentomino Puzzle, в которой плоские фигуры двенадцати типов, состоящие из расположенных различным образом пяти квадратных элементов, нужно складывать в определенном порядке так, чтобы получить заданную форму.
Для начала Пажитнов написал программу, которая изменяла положение фигур, поворачивая их на 90 градусов относительно центра тяжести. В тот момент, как он вспоминал позже, он подумал, что в реальном времени это смотрелось бы потрясающе. Однако для того чтобы игра «шла» в реальном времени, требовались вычислительные ресурсы, которыми тогдашние микрокомпьютеры не обладали. И Пажитнов упростил головоломку, взяв фигуры, состоящие не из пяти, а из четырех квадратных элементов, что и определило название игры — «Тетрис» от греческого tetra («четыре»).
На дворе стоял 1985 г. На написание «Тетриса» на языке Pascal для «Электроники-60» у Пажитнова, как рассказывал он сам, ушло около двух недель. Коллеги Алексея по работе были в восторге от его программы, но сам он понимал, что расширить аудиторию игры можно лишь в том случае, если она будет портирована на IBM PC. В этом Пажитнову помог его приятель, и вскоре вся компьютерная Москва, а затем и вся страна уже знали, что такое «Тетрис».
В 1986 г. игра выходит на международную арену — венгерские программисты портируют «Тетрис» на платформы Apple II и Commodore 64. Эти программы попадают на глаза Роберту Стейну - президенту британской компании Andromeda. Поначалу, как свидетельствует ряд источников, Стейн намеревался приобрести права на PC-версию «Тетриса» непосредственно у Пажитнова или у АН СССР, на все остальные — у «венгерских товарищей». Однако, еще не начав переговоры с советской стороной, Стейн предоставляет компании Mirrorsoft и ее американской дочерней фирме Spectrum Holobyte права на все вариации «Тетриса», за исключением консольных и версий для карманных устройств. Лишь несколько месяцев спустя Стейн появляется в Москве и пытается вступить в переговоры по поводу приобретения им прав на «Тетрис» — безрезультатно. Как позже напишут западные источники, "русские компенсировали недостаток знаний в области авторского права своим невероятным упрямством".
Тем временем Spectrum Holobyte и Mirrorsoft выпускают собственный вариант «Тетриса», добавив к игре качественные по меркам того времени графику и звук, а также «русский колорит» — в фоновых заставках программы появляются Юрий Гагарин, Матиас Руст, незадолго до этого совершивший посадку своего спортивного самолета на Красной площади, и другие подобающие случаю персонажи. На глазах рождается сенсация — первая игра из-за «железного занавеса»! ??????
К осени 1987 г. настойчивый Стейн получает права на версии «Тетриса» для IBM PC-совместимых и «всех прочих компьютерных систем», но у него по-прежнему нет никаких договоренностей с советскими организациями. План Стейна по установлению контроля над «Тетрисом», минуя все, что связано с СССР, почти удался. Но в дело неожиданно вмешивается телекомпания CBS — в ее эфире появляется интервью с Алексеем Пажитновым, который представлен зрителям как разработчик игры.
К переговорам со Стейном подключается внешнеторговое объединение «Электроноргтехника», созданное при Министерстве внешней торговли. Руководители «Электроноргтехники» быстро понимают, что Стейн, фактически не имея никаких прав на «Тетрис», вовсю ими распоряжается. Самой «Электроноргтехнике» права формально тоже не принадлежат. Она оперирует ими от лица государства — в СССР только начинают зарождаться новые экономические отношения.
К маю 1988 г., когда «Тетрис» уже прочно держится в списке бестселлеров компьютерных игр в США и Великобритании, Стейну наконец удается заполучить от советской стороны права на компьютерные версии игры.
Алексей Пажитнов лично не получил никаких процентов от продажи "Тетрисов". Однако, по слухам, советское правительство подарило ему личный компьютер и квартиру. В 1991 г. он переезжает в США, где продолжает писать программы для игр. В 1996 г. Алексей перешел в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandora’s Box, получивший несколько престижных наград.
Однажды Алексея спросили о том, в чем секрет бешеной популярности "Тетриса". Он ответил, что в то время, когда создавался "Тетрис", компьютеры казались людям чем-то невероятно сложным, необходимым для работы только ученым или военным. Страх перед компьютерами был действительно нешуточным. А тут появляется очень простая и дружелюбная к пользователю программа, которая как раз и снимала это ощущение страха перед компьютером. Кто знает, может, именно благодаря "Тетрису" компьютеры сегодня стали неотъемлемой частью жизни каждого человека... Так или иначе, больше ни одной игре в мире не удалось даже приблизиться к "Тетрису" по популярности.
p.s.А кто-нибудь играл?Помнится,первый тетрис завел с кассеты на ZX-spectrum еще на ч/б мониторе,потом были Dendy у крестника,там кажется можно было играть как"за",так и "против" друг друга.Ну а портативный вариант от друзей-китайцев... как не вспомнить характерное"бульканье",слышимое ото всюду