Переношу тему с соседнего форума, т.к. там деактивировали нескольких специалистов по магнитофонам, и обсуждать вопросы по аппаратам, имеющимся далеко не у каждого, стало практически не с кем.
12 май 2017, 16:22
miha3155215 писал(а):
Недавно стал обладателем парочки этих магнитофонов - один просто МЭЗ-109 Стерео, а другой с буквой "М".
К МЭЗ-109М обзавелся комплектом документов, выкладываю ссылки для скачивания:
Том 1 - описание
https://drive.google.com/file/d/1AcdvSkI20IK39z13MXRhTLU68V8C2wFc/view?usp=sharingТом 2 - схемы
https://drive.google.com/file/d/12yZkoWlBQuQMBOAmVo5VYxH6egwKxekh/view?usp=sharingДополнение - вариант исполнения блока управления режимами ВЭ5.139.085 (описание и схемы)
https://drive.google.com/file/d/1oVHKwi-UenIEmndIEvbIaU64vyHe-KU7/view?usp=sharingUPD: Документация на МЭЗ-109 (т.е. МЭЗ-109А) найдена, пока отсканирована и обработана только вторая часть (схемы), ссылка:
МЭЗ-109А Том 2 - схемы
https://drive.google.com/file/d/1itgVRJBNjXr6CxYnGZ35R2NKI60DZpJt/view?usp=sharingЗабегая немного вперед, позволю себе отредактировать изначальное сообщение и выложить фотографии этих красавцев уже а процессе восстановления, в состоянии готовности к первому включению в сеть.
МЭЗ-109 Стерео: МЭЗ-109М Стерео Оба магнитофона долгое время простаивали (или пролеживали) без дела, причем похоже что не в самых лучших условиях. Потихоньку начинаю восстанавливать, начал с проверки-замены электролитов (почти все дохлые, живых процентов 10-20, да и те менять стараюсь). По ходу восстановления наверняка будут появляться вопросы.
И первый вопрос - в Блоке Регулирования Скорости (БРС) применяется встречно - последовательное соединение электролитических конденсаторов (С24-С25 по 5 мкФ на 25 В, в правом верхнем углу схемы). Очень хочется заменить этот электролитический бутерброд на что-нибудь пленочное, микрофарад так на 3.3, поменяв тем самым 2 ненадежных элемента на 1 надежный. Можно так сделать, или в последовательном включении электролитов есть какой-то тайный смысл великих конструкторов МЭЗов, недостижимый простым радиолюбителям?
13 май 2017, 09:22
miha3155215 писал(а):
Схема после заливки на форум получилась нечитаемой - ужатие до 1024 пикселей сделало свое дело. Попробовал перекомпоновать чтобы не такая длинная получилась как на скане из альбома, и перезалить. Вроде теперь получше:
И все тот вопрос - про встречно - последовательное соединение электролитических конденсаторов (С24-С25 по 5 мкФ на 25 В, в правом верхнем углу схемы). Очень хочется заменить этот электролитический бутерброд на что-нибудь пленочное, микрофарад так на 3.3, поменяв тем самым 2 ненадежных элемента на 1 надежный. Можно так сделать, или в последовательном включении электролитов есть какой-то тайный смысл великих конструкторов МЭЗов, недостижимый простым радиолюбителям?
13 май 2017, 11:20
HyC писал(а):
miha3155215 писал(а):
И все тот вопрос - про встречно - последовательное соединение электролитических конденсаторов (С24-С25 по 5 мкФ на 25 В, в правом верхнем углу схемы). Очень хочется заменить этот электролитический бутерброд на что-нибудь пленочное, микрофарад так на 3.3, поменяв тем самым 2 ненадежных элемента на 1 надежный. Можно так сделать, или в последовательном включении электролитов есть какой-то тайный смысл великих конструкторов МЭЗов, недостижимый простым радиолюбителям?
Можно. Даже пожалуй нужно. На 2.2 мкФ. Неполярный электролит таким образом пытались построить. Один неполярный с завода видать не ставили из-за того что ассортимент был небогатый, а требования по надежности выше чем на бытовуху. Сложно доставать было.
13 май 2017, 11:51
miha3155215 писал(а):
Спасибо, только почему на 2.2? Вроде общее правило при замене кондеров "больше емкости-лучше", 2 по 5 последовательно получается 2.5, ближайший доступный больший 3.3.
26 сен 2017, 19:34
miha3155215 писал(а):
26 сен 2017, 19:56
HyC писал(а):
miha3155215 писал(а):
Спасибо, только почему на 2.2? Вроде общее правило при замене кондеров "больше емкости-лучше", 2 по 5 последовательно получается 2.5, ближайший доступный больший 3.3.
Не всегда. Лучше ставить ближайший номинал учитывая стандартный разброс в 20%.
26 сен 2017, 20:00
HyC писал(а):
miha3155215 писал(а):
Постепенно созрел второй вопрос. В блоках коммутации (БК) магнитофонов с буквой и без буквы "М" установлены конденсаторы С3 и С25 разных номиналов - без "М" по 1 мкФ, с "М" по 2 мкФ. При этом блоки имеют одинаковую маркировку ВЭ5.138.048, по идее должны быть одинаковыми, следов замены деталей нет (пока
). Схема у меня от "с буквой", там указан номинал 2 мкФ. Переделывать в обоих, или оставлять в "без буквы" как есть? На что повлияет номинал емкости этих конденсаторов?
В данном случае ни на что. C3 стоит в цепи ООС для гальванической развязки, там и 1uF достаточно. C25 задерживает срабатывание реле. Скорее всего такая замена вызвана отсутствием на производстве емкостей по 1uF и допустимой заменой в данных конкретных местах их на 2uF. Так что разницы ощемта никакой, единственное я бы в обоих каналах делал одинаково. Для успокоения чувства перфекционизьма.
01 окт 2017, 18:54
Eats писал(а):
miha3155215 писал(а):
Постепенно созрел второй вопрос. В блоках коммутации (БК) магнитофонов с буквой и без буквы "М" установлены конденсаторы С3 и С25 разных номиналов - без "М" по 1 мкФ, с "М" по 2 мкФ.
Я так думаю, что и в БК можно ставить всё по 1 мкф, и в БР вместо С24С25 тоже один плёночный на 1 мкф (для унификации). Он с R49 давал постоянную времени 0.25с, а с 1мкф будет 0.1с - никакой разницы с точки зрения 50-герцовой частоты я в этом не вижу. Если не понравится установившийся режим работы двигателя, можно будет потом в параллель одному конденсатору при наличии места на плате поставить ещё и второй. А если и так всё будет хорошо, то зачем искать лучшего?
28 окт 2017, 23:20
miha3155215 писал(а):
Спасибо всем откликнувшимся, обе платы привел к единому - указанному в документах на МЭЗ-109М.
Отредактировал шапку темы - добавил ссылки для скачивания и фотографии аппаратов.
В настоящий момент завершена замена электролитов, проверены напряжения которые выдают блоки питания - аппараты готовы к первому включению в сеть после долгого бездействия.
30 окт 2017, 00:06
miha3155215 писал(а):
Первое включение состоялось, и даже почти успешно. Итак:
109М - заработал, и даже очень недурственно заиграл (понятно что опосля надо будет настроить АЧХ для успокоения совести). Прослушал на нем две ленты - одну на 19, другую на 38 скорости. И после их прослушивания вылезла первая неприятность - двигатель приемного узла нагрелся так что не удержать руку. Как я понял разрегулировано натяжение. Кроме того не стирает (попробовал запись), и не работает ДКФ (датчик конца фонограммы, причем светодиод на БК горит и гаснет когда надо но лента не останавливается).
109 "просто" - здесь все хуже. Не включается прижимной электромагнит (не нем нет напряжений - ни пускового, ни удерживающего); нет подтормаживания ленты подающим узлом в режимах рабочего хода (в перемотках есть): не выключаются режимы рабочего хода от датчиков обрыва (перемотки выключаются): не работает регулировка усилия подмотки от датчика натяжения в приемном узле на рабочем ходу (двигатель все время крутит на полную независимо от положения поводка датчика): не работает светодиод "синхронизация": остальное пока не проверить. Ситуация усугубляется отсутствием документации на этот аппарат, а со 109М одинаковые только "звуковые" платы - БВ, БЗ и БК.
Посему очень ищется комплект документов на 109 "просто", без "М"! А также ремонтная плата для них.Попытался разобраться с схемой, определяющей усилие подмотки в 109М. Оказалось там все запутано - в момент пуска, пока датчик скорости ленты (ДСЛ, расположен на одной плате с ДСВ в правом узле) не наберет обороты, двигатель приемного узла крутит на полную независимо от поводка датчика натяжения (эта часть схемы находится в БУД), а когда наберет - тогда уже вступает в работу часть схемы, которая учитывает натяжение (эта часть - в БМ). А по поводу регулировки датчиков натяжения в талмуде написано следующее:
Что то я никак не могу понять, каким измерителем можно измерить натяжение движущейся ленты. На Олимпах/Электрониках доводилось регулировать, но там измерителем натяжения (динамометром) меряют в статике, добиваясь за счет регулировки пружины нужного положения поводка, а затем "в динамике" добиваются такого же положения подстроечным резистором. А здесь как?
31 окт 2017, 01:17
Dronych писал(а):
Тоже стоит 109м. Когда руки дойдут.... Спасибо за схемы
31 окт 2017, 10:22
miha3155215 писал(а):
Всегда пожалуйста :drink:
Вопрос по методике регулировки натяжения двумя постами выше так и не выяснен - может кто-нибкдь подсказать?
31 окт 2017, 14:16
Dronych писал(а):
miha3155215
Я им вообще не занимался еще. Только разобрал. А так он в состоянии нового у меня
03 ноя 2017, 13:58
miha3155215 писал(а):
Тогда смею предположить, что после замены электролитов он у вас заработает.
03 ноя 2017, 14:15
DJEEX писал(а):
miha3155215 писал(а):
Тогда смею предположить, что после замены электролитов он у вас заработает.
Совершенно не факт. Недавно только поднял два 109 и 109м. Электролиты были усохшие только в звуке. В управлении практически все живые, т.к. залиты платы лаком. Конечно все были заменены все равно.
Много было дохлой логики, противнячей 155ой серии.
На одно аппарате долго не мог побороть сильный натяг при воспроизведении на правом двигателе, был неисправен один из фотодиодов в датчике счетчика.
Много было дохлых 155АГ3.
03 ноя 2017, 14:27
miha3155215 писал(а):
DJEEX писал(а):
На одно аппарате долго не мог побороть сильный натяг при воспроизведении на правом двигателе, был неисправен один из фотодиодов в датчике счетчика.\
У меня как раз такая проблема, подматывающий двигатель даже перегревается (см. сообщение о первом включении несколькими от 30 октября). Только кажется что в моем случае датчик в порядке (счет времени идет верно, и датчик скорости тоже как раскрутишь его диск так подключает датчик натяжения). Просто не могу понять как по заводской инструкции отрегулировать натяг, там предполагается измерение на движущейся ленте. А вы как регулировали?
03 ноя 2017, 14:30
miha3155215 писал(а):
DJEEX писал(а):
Недавно только поднял два 109 и 109м.
А у вас случайно документов и схем на 109 "просто" не найдется?
03 ноя 2017, 19:20
Dronych писал(а):
miha3155215Так он у меня рабочий. Поющий и тд. Надо провести обряд, заменить все подшипники, а то как токарный цех в комнате при перемотке, и настроить.
Головы в идеале, еще два комплекта новых лежит.
И надо решить вопрос с индикацией.
17 ноя 2017, 19:24
miha3155215 писал(а):
За полмесяца что был на работе так и не дождался от местных гуру советов по регулировке натяжения, вернулся и отрегулировал по методике Олимпов/Электроник - в принципе получилось. Правый поводок датчиков натяжения при воспроизведении стабилен, а левый колеблется влево-вправо с амплитудой около 1 см и частотой примерно 1 гц - это допустимо?
А перемотка после регулировки так и не заработала нормально - пытается мотать (в обе стороны) но медленно-медленно. Попытался покрутить датчики - но получается "нос вытянули - хвост увяз". Если вращая датчик натяжения (то есть уменьшая/увеличивая натяжение) одного из узлов заставить нормально мотать в одну сторону, то в другую мотать вообще отказывается. Приходится (пока не разберусь) пользоваться режимом монтажной перемотки - мотает быстро (с регулируемой скоростью). В чем может быть причина "не мотания" в обычных перемотках?
И ощутимый нагрев боковых двигателей (особенно приемного) - норма для этого магнитофона?
23 ноя 2017, 19:49
miha3155215 писал(а):
Магнитофон имеет конструктивную "багу", почему-то преподносимую в описании как "фича" - при обрыве ленты справа от тонвала останавливается только приемный узел, а воспроизведение продолжается как ни в чем не бывало. Результат:
Всего-то расклеилась древняя склейка. Теперь вместо одной склейки - пять, плюс замятая лента (по всеобщему закону - с довольно ценной записью) и соответственно дефекты звука. После этого "бага" была безжалостно удалена, благо нужно всего 2 тычка паяльником - в БУД перемычка между контактами 15А и 17А разъема запараллеливает датчики обрыва. (Все вышеописанное относится к МЭЗ-109М)
09 дек 2017, 16:30
miha3155215 писал(а):
10 дек 2017, 15:05
miha3155215 писал(а):
Измерил что делается на выводах коммутатора опорных частот D20 БУД (К555ЛР11).
На входах 4 кГц и 40 кГц (3 и 5 нога) - меандр амплитудой 3.4в, периодом 250 и 25 мкс соответственно, длительность импульса 50 и 5 мкс.
На входе от тахогенератора (9 нога) - обратный меандр (постоянка 4.2в, с периодом 1.25 мс короткий импульс 0в).
Судя по схеме и описанию, именно один из этих сигналов микросхема должна пропускать на выход в зависимости от включенного режима, однако на выходе (8 нога) присутствует постоянка +1.25в, слегка модулированная так как показано на вчерашних осциллограммах с К.Т.4 (вчера делал осциллограммы с закрытым входом, поэтому постоянка не видна). Причем независимо от режима.
На "режимных" входах тоже померял:
- ноги 1 и 13: 0в воспроизведение, +4.2в стоп и любые перемотки
- ноги 10 и 11: +3.5в воспроизведение, 0в стоп и любые перемотки
- нога 2: +4.2в стоп, 0в воспроизведение и любые перемотки
- нога 4: +4.2в перемотки вперед и назад, 0в стоп, воспроизведение и монтажная перемотка
Получается что D20 дохлая, под замену.
18 дек 2017, 21:37
miha3155215 писал(а):
К555ЛР11 куплена, D20 в БУД заменена - перемотки заработали, и даже в норму по времени укладываются . Одна неисправность устранена.
18 дек 2017, 22:05
Dronych писал(а):
miha3155215 спасибо, что пишите, ибо за свой я тоже возьмусь...когда нибудь возьмусь... Пригодится